Муниципальное бюджетное  дошкольное                  образовательное учреждение           Детский сад №47 городского округа - город Камышин 

Особенные дети

7. Дети, поменявшие страну проживания

 

В сад иногда попадают дети, которым в связи с распадом СССР пришлось неоднократно менять место жительства. Это дети, плохо владеющие русским языком. Следует учесть, что приезжим детям приходится адаптироваться не только к новому детскому саду, но также и к новому городу, а в некоторых случаях и к новой стране. Перемены их места жительства связаны с изменениями в семье и поначалу такие дети настороженно, с недоверием, а то и вовсе негативно относятся к саду. С такими детьми проводятся беседы психолога и социального педагога.

Особенные дети — дети, которых по самым разнообразным причинам называют именно так. Не важно, какой ребенок — одаренный или, наоборот, с ограниченным развитием, но он всегда будет особенным для других…
Дети — самое ценное, что может быть в нашей жизни. Они такие разные, но объединяет их одно — потребность в родительской ласке, любви, развитии и самосовершенствовании.


1. Дети с ограниченными возможностями здоровья это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития. Потеря слуха на одно ухо или поражение зрения на один глаз не обязательно ведет к отклонению в развитии, поскольку в этих случаях сохраняется возможность воспринимать звуковые и зрительные сигналы сохранными анализаторами.

Таким образом, детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.

По классификации, предложенной В.А.Лапшиным и Б.П.Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся:


1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
3. Дети с нарушением речи (логопаты);
4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
5. Дети с умственной отсталостью;
6. Дети с задержкой психического развития;
7. Дети с нарушением поведения и общения;
8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами.

В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться. Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют особенности формирования у него необходимых знаний, умений и навыков, а также различные формы педагогической работы с ним.

2. Аутичные дети


Детский аутизм проявляется в очень разных формах, при различных уровнях интеллектуального и речевого развития, поэтому ребенка с аутизмом можно обнаружить и в специальном, и в обычном детском саду, во вспомогательной школе и в престижном лицее. И всюду такие дети испытывают огромные трудности во взаимодействии с другими людьми, в общении и социальной адаптации и требуют специальной поддержки. Аутичный ребенок внешне может производить впечатление просто избалованного, капризного, невоспитанного, и непонимание, осуждение окружающих на улице, в транспорте, в магазине значительно усложняет положение и его самого, и родителей. В результате у них рождается стремление «противостоять всему миру», рвутся дружеские связи, растет страх перед появлением в общественных местах- как следствие формируется вторичная аутизация всей семьи.

3. Гиперактивные дети


Кто такой ««гиперактивный ребенок»? Это состояние было признано «минимальной мозговой дисфункцией» и занесено в Международную Классификацию Болезней под названием: «Синдром нарушения внимания с гиперактивностью» — СНВГ. На деле мы имеем суетливого ребёнка, который ни мгновения не может сидеть спокойно, вскакивает с места без разрешения, даже если это место — кресло самолета в момент прохождения зоны повышенной турбулентности.

 

Таким детишкам, в дальнейшем бывает трудно обучаться в школе. Они не могут сохранять усидчивость и работоспособность в течение урока. У этих детей возникают трудности с обучением, так как из-за быстрой истощаемости, они не могут усвоить учебный материал в полном объеме. По той же причине такие дети нарушают дисциплину, быстро переходят в разряд «хулиганов». Прежде всего, такие дети нуждаются, по медицинским показаниям, в оптимальном режиме нахождения в детском саду и индивидуальной образовательной программе.

4. Леворукие дети


В обществе сложилось неоднозначное отношение к леворукости, одни считают это серьезным недостатком, другие - проявлением гениальности. Существование таких крайних точек зрения свидетельствует о малой изученности этого явления. Большая часть человечества – праворукие. Левшей гораздо меньше, по данным исследователей из разных стран от 5 до 30 %. Отмечается, что есть люди сильно леворукие или сильно праворукие, то есть, наиболее активно действующие той или иной рукой, а есть амбидексторы - люди, одинаково хорошо владеющие и той, и другой конечностью. Число левшей заметно сокращается по мере взросления, но это не значит, что леворукость исчезает сама по себе. Просто «агрессивность» праворукой среды заставляет их переучиваться, порой с огромным трудом.

Особенности леворуких детей:

Если у ребенка не было осложнений в развитии, а в семье (даже среди дальних родственников) есть леворукие, то, скорее всего, можно говорить о генетически закрепленной или «наследственной» леворукости. Если же в семье не было леворуких, и в истории развития ребенка есть осложнения, то скорее всего, у него «компенсаторная» леворукость. Почему так важно это разделение? Во-первых, это поможет объективно оценить состояние и поведение ребенка. Во-вторых, подскажет взрослым, как вести себя с крохой, учитывая его возможности и особенности. Дети с генетически закрепленной леворукостью могут ничем особенным не отличаться от своих сверстников. А вот ребята с «компенсаторным» вариантом чаще всего требуют повышенного внимания родителей. Не из-за леворукости как таковой, а от того, что у них есть неблагоприятные факторы в развитии, которые могут определять повышенную возбудимость, трудности концентрации внимания, более позднее созревание познавательных функций (речи, моторики, восприятия, мышления, памяти). Все эти особенности проявляются и у праворуких детей, имеющих факторы риска в развитии.

5. Одаренные дети


Это дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста. Такие дети, как правило, проявляют свои способности уже в раннем возрасте. Эти способности относятся ко всем интеллектуальным сферам деятельности: математике, физике, музыке, энциклопедическим знаниям и так далее. Как правило у таких детей к школе не формируется навык рутинной работы, добывание знаний кропотливым трудом, им все дается легко, но если пусть это на самотек, то уже в средней школе их академические успехи могут ухудшится, и потеря места лидера, может привести к тяжелым психологическим последствиям.

6. Дети с нарушенной социальной адаптацией (например, из неблагополучных семей)


В первую очередь у этих детей выраженные поведенческие проблемы. Дети с повышенной агрессией, которая выражается как в вербальной, так и в физической форме; не умеющие строить отношения с другими детьми и взрослыми, мотивация к обучению у них снижена. Семейные стереотипы неуважения к другим людям, неумение контролировать свои эмоции, переносятся этими детьми в "большой социум". С такими детьми ведется индивидуальная работа на формирование саморефлексии, принятию позитивного образа "Я", умению контролировать свои эмоции и свое поведение. Такие дети нуждаются не только в психологической коррекции, но и в постоянном психологическом сопровождении.

Наш детский сад может принять любого особенного ребенка !

Дети с особенными потребностями: